г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 19/9, офис 316

8 (8422) 42-66-29
Старая версия сайта
Заказать звонок

г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 19/9, офис 316

Заказать звонок

Выборы 2021. Факторы, которые придется учитывать всем участникам выборного процесса

16.02.2021

Как известно, одинаковых избирательных кампаний  не бывает, поскольку общественная  жизнь никогда не стоит на месте. Каждая новая кампания проходит в другой обстановке, при ином раскладе политических сил и в условиях изменившихся общественных настроений и запросов. Это требует от участников избирательного процесса тщательного анализа предвыборной ситуации, с целью поиска адекватных и эффективных инструментов для работы с электоральной средой.

Не является исключением и стартующая кампания по выборам губернатора Ульяновской области и депутатов Государственной Думы РФ. Складывающаяся предвыборная ситуация и сопутствующий ей общественно-политический фон кардинально отличаются от тех, которые мы наблюдали многие последние годы. Причины известны: это пандемия «короновируса»,  вызванный ею экономический кризис и их социальные последствия.

Важным фактором предстоящей избирательной кампании, который придется учитывать всем участникам выборного процесса, является  появление в электоральном поле новой категории избирателей, способной оказать значительное влияние на ход и итоги избирательного процесса.

Её основу составляют люди, прошедшие через все круги «короновирусного ада»,  их родные и близкие. Испытав всё на собственном опыте и убедившись в том, насколько реальная ситуация отличается от телевизионной картинки они многое в жизни начинают воспринимать по-другому. Это проявляется в их поведении, оценках и высказываемых взглядах. То, что сегодня мы наблюдаем, при более глубоком и обстоятельном изучении, вполне может быть определено как «посткороновирусный синдром». Но, если в чистом виде, это больше сфера интересов социальных психологов, то участников кампании интересует, как настроения этой категории избирателей способны повлиять на ход и итоги предстоящих выборов.

Можно выделить ряд особенностей, характеризующих данную электоральную категорию. Это, прежде всего, её многочисленность. При сохранении нынешних темпов распространения болезни к началу выборной кампании речь может идти о сотнях тысяч человек, включая родственников заболевших и погибших.  Её неоднородность. В ней представлены все социальные и возрастные группы, а также работники всех сфер деятельности. Высокая мотивация её представителей на активное участие в выборном процессе. Их позиция отражена в словах: «после всего перенесенного и увиденного, жить дальше и делать вид, что ничего не происходит — недопустимо. Пора начинать действовать!»  Представителей этой категории избирателей отличает недоверие к официальной пропаганде, и  неприемлемость как популизма, так и голого критиканства.

Другим значимым фактором, с которым придется иметь дело участникам предстоящего выборного процесса,  является резко возросшая политическая активность молодежи, наглядным проявлением которой стали массовые акции 23 и 31 января. Не замечать, либо игнорировать происходящее –  невозможно. Выстраивать работу с молодежью на основе подходов и технологий позавчерашнего дня, как это практикуют наши парламентские партии, бесполезно. Постсоветское поколение — это люди, во многом, с иными ценностными установками и другими  взглядами на жизнь.

Следует понимать, что демонстрируемые молодежной средой настроения всегда прекрасный материал для избирательных кампаний. Однако, в силу внутренней разобщенности и неоднозначного протестного характера этих настроений их сложно использовать в интересах раскрутки кандидатов. Это требует особых навыков и профессионализма. Зато в целях организации противодействия они чрезвычайно эффективны. Объединять людей «ПРОТИВ», всегда легче, чем «ЗА».

Деструктивный потенциал такого рода настроений таков, что способен при  умелом направляющем воздействии обрушить рейтинг любого кандидата,  воспринимаемого этой средой как неприемлемого.

Как показывает опыт, те политические структуры и политики, кто сможет первым удовлетворить изменившийся запрос на новую позитивную повестку, будут способны  оседлать социальный протест и выиграть выборы.

Разумеется, двумя этими факторами особенности предстоящей кампании не исчерпываются. Сегодня в фонде РАПИР реализуется ряд научных и прикладных исследований призванных  изучить и оценить  вызовы и риски  предстоящих выборных кампаний.  

О том, к чему следует быть готовыми власти, партиям, политикам и избирателям  пойдет разговор на «Круглом столе» экспертного совета РАПИР с приглашением всех заинтересованных  участников будущих  выборов. Его проведение, ориентировочно, планируется  в  мае месяце.   

   Николай Васин, политолог, член Экспертного совета общественного фонда «РАПИР»